Ленинградская область входит в первую тройку регионов по транзитной нагрузке. То есть, дороги региона сегодня работают на всю Россию. Растут города, увеличивается количество людей и машин. И дорожную сеть нужно развивать. На недавнем совещании губернатора Ленобласти Александра Дрозденко и вице-премьера России Марата Хуснуллина, например, стало известно, что вокруг Петербурга построят КАД-2. А еще к 2035 году в области вдвое сократится количество мест концентрации ДТП, и на 20 процентов быстрее, чем сейчас, можно будет передвигаться на общественном транспорте. Всё это станет возможным благодаря реализации программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Ленинградской области. Как еще за 15 лет изменится дорожная сеть 47-го региона, мы поговорили с генеральным директором компании Simetra Владимиром Швецовым.
Владимир Швецов — генеральным директором компании Simetra
Елена Жиркова — ведущая «Авторадио — Санкт-Петербург»
Е.Ж.: Компания Simetra как раз и разработала эту программу комплексного развития. Проделана огромная работа, насколько я знаю, при расчетах применялись современные технологические решения, а можно как-то попроще объяснить, как проводится весь анализ транспортной ситуации?
В.Ш.: Нам выпала честь поработать в Ленинградской области, в регионе, который является родным для нашей компании. Сама работа выполняется в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». И эта первая в регионе настолько комплексная работа, где одновременно рассматривается и дорожная инфраструктура, и общественный транспорт, и речная инфраструктура, и даже некоторые моменты, связанные с работой железнодорожных переездов. Наша задача была свести все идеи и предложения, которые были прописаны в документах, проанализировать решения, которые лежат на поверхности, и, кроме того, мы активно общались с жителями Ленинградской области, для этого был создан специальный сайт, куда можно было написать все свои пожелания. Все это мы собрали, проанализировали и прогнали через такой инструмент, который в нашей работе является основным, так называемую математическую транспортную модель региона. Для того, чтобы посмотреть взаимовлияние мероприятий, их увязать и распределить по горизонтам планирования до 2035 года.
Е.Ж.: Я так понимаю, что программа разделена на какие-то этапы? Давайте их назовем и расскажем, что и к какому году будет построено.
В.Ш.: Три основных горизонта, три основных этапа: 25-й, 30-й, 35-й год. Понятно, что самая острая – ближайшая пятилетка. Потому что все, что нужно сделать, вытекает из проблем, которые накопились в Ленинградской области. Потому что существует огромный отложенный спрос на перемещение из-за неразвитости инфраструктуры. Собственно, первая пятилетка направлена на это. Ну и, прежде чем озвучивать основные мероприятия, надо сказать об основных болевых точках региона. Первая, главная, и это понятно, агломерационные зоны Петербурга. Территории, которые формально область, де-факто – город. Мурино, Кудрово, Бугры. Здесь огромный пласт проблем, и чисто автодорожными решениями, просто подключениями к дорожной сети Петербурга, всего не решить. Потому что улично-дорожная сеть Петербурга тоже, что называется, не резиновая. Поэтому устойчивые связи обеспечиваются только внеуличным транспортом – трамваи, метро и городская электричка.
Е.Ж.: Ну вот, например, если взять Мурино, где сделали врезку в кольцевую автодорогу, это решило какие-то проблемы?
В.Ш.: Это решило какие-то задачи на краткосрочную перспективу, но в будущем эта развязка, по мере роста жителей в Мурино, будет иметь предел своей пропускной способности. И через несколько лет мы это увидим. Но это лучше, чем ничего. Это решение, которое повысило доступность Мурина для его жителей. Но на долгосрочную перспективу одними развязками или реконструкцией этой развязки, просто очередным подключением к КАДу, проблема не решается.
Е.Ж.: А еще планируется в таких районах, которые почти город, какие-то транзитные транспортные узлы?
В.Ш.: Очень много программ предлагается для реализации до 2025 года. Здесь надо сказать, что такое вообще программа комплексного развития транспортной инфраструктуры. Мы решали задачу, как должна работать транспортная и дорожная сеть Ленинградской области в связке с Санкт-Петербургом для того, чтобы обеспечивать растущие потребности в перемещениях. И мы эти решения предложили. Но они еще не являются законом. Эту программу еще надо утвердить. Это будет летом, после того, как ее обсудят со всеми районами Ленобласти, Петербургом и министерством транспорта РФ. Итоговый список будет утвержден губернатором. И тогда уже можно будет говорить, что это стало законом и теми обязательствами, которые Ленинградская область готова на себя взять с учетом всех лимитов финансирования. Мы же разработали все необходимые планы для того, чтобы все возможные сценарии развития событий увязать: и по жилью, и по развитию экономики, и по развитию города, и по развитию всех видов транспорта.
Е.Ж.: На основе проведенных исследований, можно назвать самые проблемные точки Ленинградской области? Где не хватает дорог, где самые большие заторы, где плохо работает общественный транспорт?
В.Ш.: Первая, о которой я уже говорил, это агломерационные зоны. Вторая – обходы городов, через которые идет большое транзитное движение. Выра, Рождествено, Волосово. Третья большая проблема – железнодорожные переезды. Развивающиеся порты, которые снабжаются в основном железными дорогами, и на некоторых дорогах грузы идут, как мы шутим, в режиме метро, это, естественно, перекрывает автомобильные дороги, прерывает связи. И необходимо строительство путепроводов над железными дорогами. Мы проанализировали 149 точек, где имеет смысл реализовывать переезд в двух уровнях. Десять из них мы проранжировали, представили губернатору, надеемся, что в ближайшее время по ним будет реализация.
Е.Ж.: Согласно вашим расчетам, к 2035 году произойдет снижение количества мест концентрации ДТП на 55%. Это на самом деле возможно? А можно сделать так, чтобы вообще не было таких мест на карте региона? Почему они, кстати, появляются?
В.Ш.: Большая сложная тема. Действительно такой показатель предусмотрен паспортом национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», и это один из разделов работы. Нами было рассмотрено порядка ста мест концентрации ДТП, это место, где за определенный период, например, год, происходит несколько аварий на небольшом участке. Двести метров – в городе, тысяча метров – за городом. Мы проанализировали, какие именно ДТП, почему они происходят и предложили ряд конструктивных решений, которые бы могли вероятность ДТП снизить. Анализ показывает, что основные причины ДТП – это банальное нарушение правил дорожного движения. На втором месте стоит освещение, и уже дальше идут технические параметры, связанные с радиусом, качеством покрытия и так далее. Это большая системная работа, которой нужно заниматься. Ленинградская область не в лидерах по статистике ДТП, она находится на средне-российском уровне, но понятно, что аварий, особенно со смертельным исходом, их вообще быть не должно. И к этому надо стремиться. И весь мировой опыт показывает, что надо методично доходить до Vision Zero, нулевая терпимость к смертельным ДТП. И мы постарались в своей программе ряд решений предложить.
Е.Ж.: Насколько я знаю, было принято решение демонстрировать весь ход разработки этой программы жителям Ленобласти. И даже уже запустили специальный портал, где жители вносили свои предложения. Какие, например, предложения показались вам наиболее важными и учитывались ли они при разработке планов?
В.Ш.: Здесь надо отдать должное правительству Ленинградской области и комитету по дорожному хозяйству, к которым мы пришли с предложением сделать нашу работу насколько это возможно публичной, чтобы это было понятно людям. Нас поддержали, и мы смогли запустить этот портал. На нем пытались основные вехи работы освещать, и также запустили форму обратной связи, чтобы собрать все болевые точки. Может быть, что-то мы не увидели, о чем жители знают. И надо сказать, жители активно откликнулись. Пока работала форма обратной связи, в течение двух месяцев, мы собрали свыше 500 предложений. И там не было ни одного неконструктивного. Все было максимально по делу, очень конкретно. Видно было, что люди очень заинтересованы. Очень много было предложений по изменению маршрутной сети. Здесь, кстати, надо обозначить еще одну проблему. В ходе анализа мы выявили 997 населенных пунктов в Ленобласти, где больше ста человек жителей, где либо нарушены федеральные нормативы доступности транспорта, либо он вообще отсутствует. И мы предложили ряд изменений в маршрутной сети для того, чтобы эту проблему решить. Были и глобальные предложения по строительству дорог, реконструкции и содержанию. Что касается содержания дорог, то все эти замечания мы переправили в соответствующие структуры. И 68 предложений мы включили в итоговую программу. И надеемся, что они попадут в утверждаемый список по развитию транспортной инфраструктуры региона.
Е.Ж.: Как вы считаете, насколько реально, что эти предложения достигнут стадии реализации?
В.Ш.: Нам бы этого очень хотелось, и мы все необходимые обоснования для того, чтобы они туда вошли, мы сделали. Программа достаточно обширная, она включает свыше 600 мероприятий: 411 – по развитию дорожной инфраструктуры, 262 – по развитию общественного транспорта. Кстати, несколько лет назад мы уже работали по похожей схеме, во Всеволожском районе. Мы занимались ранжированием наиболее приоритетных автодорожных проектов. И надо сказать, что большая часть этих идей сейчас находится либо в стадии проектирования, либо уже в стадии строительства. Поэтому, я думаю, что Ленобласть сама заинтересована все это реализовать. Ну и многие мероприятия, такие как обустройство остановок, пересадочных пунктов, программа «Чистые ноги», чтобы люди могли удобно пересаживаться с электрички на автобус – они уже реализуются, просто мы дополнили те планы, которые были в Ленобласти. Мы их обосновали, и очень бы хотелось, чтобы все они вошли в программу. И если даже 20% всех идей, которые мы вложили, будет реализовано, это отразится на качестве жизни в регионе.
Е.Ж.: КАД-2 – В первую очередь эта новость должна порадовать жителей пригородов, новостроек. Какие районы попадут в зону новой магистрали, а также как появление кольцевой изменит жизнь других дорог федерального и регионального значения?
В.Ш.: Идея КАД-2 не новая, ей лет десять, и она предусмотрена схемой территориального планирования РФ. Мы просто посмотрели на нее в динамике развития экономики региона и в соседстве с другими проектами. И можем утверждать, что дорога востребована. К 2035 году интенсивность движения по ней будет порядка 60 тысяч автомобилей в сутки. А это уже первая категория дорог. Это, безусловно, федеральная дорога, которая должна решать задачи транзита. Потому что мы видим, что происходит с нынешней кольцевой, и понимаем, что 2025 году она будет работать с 70-80 процентов загрузки, то есть это очень плотное тягучее движение. Она постепенно превращается в городскую магистраль, и магистраль для связи между районами. Потому что, например, между Всеволожском и Мурино никак, кроме как по кольцевой, доехать нельзя. Несколько этапов предусмотрено, и, естественно, самое востребованное – это Восточное полукольцо, которое пройдет между трассой М-11, с новым мостом через Неву, и до Дороги Жизни. Вот это Восточное полукольцо, которое и на КАДе самое загруженное, и самое востребованное. И еще два участка – северный и южный. Это, конечно, будет не совсем кольцевая, потому что еще один участок через залив – это уже идея совсем фантастическая. Но вот эти участки очень нужны и на них надо получать федеральное финансирование. И в Ленинградской области из всех автодорожных проектов, это проект номер один.
Комментарии оскорбительного характера и с использованием ненормативной лексики,а также ссылки на сторонние ресурсы, не имеющие отношения к обсуждаемой теме, удаляются.
Авторадио не несет ответственности за содержание комментариев.